Рассмотрено на
Методическом совете
Протокол №1
«30» августа 2024
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАУДО «ЦРТДЮ
«Созвездие» г. Орска
__________Наследова С.Ю.
Программа психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса в
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г. Орска»
г. Орск
1
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт основной образовательной программы …………………………
2
1. Пояснительная записка……………………………………………………
5
2. Виды, формы и содержание деятельности,,,…………………………….
12
3. Психологическое сопровождение детей особых категорий……………
17
3.1.
Психологическое
сопровождение
одаренных
и
высоко
мотивированных детей ………………………………………………………………..
3.2.
17
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья……………………………………………………………… 19
3.3.
Психолого-педагогическое
сопровождение
детей
«группы
риска»………………………………………………………………………………………. 19
4. Ожидаемые результаты ……………………………………………………. 21
5. Условия реализации программы …………………………………………. 21
6. Нормативные документы ………………………………………………….. 24
Список литературы ……………….…………………………………………... 26
2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы
Основания для
разработки
Программы
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса в «МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г Орска»
Нормативные документы:
федеральные:
Федеральный закон РФ № 273-ФЗ (ч.3, ст.27, п.2) «Об образовании в
РФ» от 29.12.2012;
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
учащихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.1998 №124 Ф3;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года
№536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и
времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
Распоряжение
Правительства
РФ
«О
концепция
развития
дополнительного образования детей до 2030 года» от 31.03.2022 г. №
678-р;
Национальный проект РФ «Образование» на 2019-2024гг;
Приказ Минобразования России № 636 от 22.10.99 «Об утверждении
положения о службе практической психологии в системе Министерства
образования РФ»;
Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и
перспективах развития службы практической психологии образования
в РФ»;
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/10-4 «Об учителях
логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений» (с
изменениями и дополнениями от 18.08.16);
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 24.06.2015 №514Н;
Этический кодекс педагога-психолога службы практической
психологии образования России;
Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания
и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
региональные:
Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской
области» (от 06.09.2013 N1698/506-V-ОЗ, ред. от 12.12.2016);
муниципальные:
Объект психологопедагогического
сопровождения
Субъект психологопедагогического
сопровождения
Цель Программы
Задачи Программы
Срок реализации
Программы
Ожидаемые
результаты
реализации
Положение о Службе практической психологии образования г. Орска
(2004).
учрежденческие:
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Центр развития творчества детей и юношества «Центр
развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска» от
24.07. 2023;
Положение о структурном подразделении «Психологическая служба»
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г. Орска»;
Положение «Об организации учебного процесса посредством
электронного обучения с использованием дистанционных технологий в
МАУДО «ЦТДЮ «Созвездие» г.Орска» Пр.№108/01-02 от 06.04.2020.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
и воспитательной программ МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г Орска»
Учащиеся, их родители (законные
административные работники ОО
представители),
педагоги
и
Психологическое сопровождение процесса повышения мотивации
личности
к
познанию
и
творчеству,
саморазвития
и
самосовершенствования всех участников образовательного процесса.
1. Способствовать формированию и сохранению благоприятного
психологического климата в коллективах учащихся, педагогов,
администрации.
2. Осуществлять
мониторинг
удовлетворенности
участников
образовательного процесса деятельностью учреждения.
3. Осуществлять
профилактику
профессионального
выгорания
педагогов.
4. Информировать учащихся по вопросам осознанного ответственного
поведения.
5. Содействовать развитию стремления учащихся к получению новых
знаний, развитию умений и навыков.
6. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку детям разных
категорий (одаренным и высокомотивированным детям, детям с ООП,
детям
«группы риска»), оказывать помощь в адаптации и
социализации.
7. Способствовать расширению психологических знаний родителей по
вопросам развития, воспитания и обучения детей.
8. Содействовать повышению осведомленности учащихся о мире
профессий.
Один год (2024-2025)
1. Сформирован благоприятный психолого-педагогический климат в
коллективах учащихся, педагогов, администрации.
2. Проведен мониторинг удовлетворенности участников образовательного
4
Программы
процесса деятельностью учреждения.
3. Расширены представления участников образовательного процесса о
необходимости сохранения психологического здоровья учащихся и
педагогов и способах его укрепления.
4. Обеспечена психолого-педагогическая поддержка детей разных
категорий.
5. Оказана психолого-педагогическая помощь в решении актуальных задач
развития, обучения и социализации учащихся.
6. Расширены знания детей и подростков об основах безопасного
поведения.
7. Реализованы проекты, направленные на раннюю профориентацию
учащихся.
8.
Усовершенствована
психолого-педагогическая
компетентность
педагогов в области эффективного взаимодействия со всеми
участниками образовательного процесса.
9. Расширены психологические знания родителей по вопросам развития и
воспитания детей и подростков, профилактики рискованного поведения.
5
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Качественные изменения содержания образования,
происходящие в России, включают изменения требований к личности человека,
его активности, мобильности, коммуникативности и творческой активности. В
связи с этим важное место в образовательном процессе занимают
психологическое здоровье учащихся и педагогов, создание психологически
безопасной и комфортной образовательной среды для всех участников
образовательного процесса. Концепция модернизации российского образования
определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения
адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, в том числе, в
системе дополнительного образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение
–
это
система
профессиональной деятельности психолога, направленная на создание
комфортной
образовательной
среды,
способствующей
сохранению
психологического здоровья всех участников образовательного процесса,
успешной социализации и самореализации учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в
учреждении осуществляется на основе действующего законодательства РФ,
Этического кодекса психологов РФ, локальных актов, Положения о
психологической службе Центра.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения –
содействие созданию благоприятной и безопасной психолого-педагогической
среды, способствующей развитию личности, успешной социализации и
самореализации всех участников образовательного процесса.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию и сохранению благоприятного психологопедагогического
климата
в
коллективах
учащихся,
педагогов,
администрации.
2. Осуществлять
мониторинг
удовлетворенности
участников
образовательного процесса деятельностью учреждения.
3. Содействовать сохранению психологического здоровья учащихся,
осуществлять профилактику профессионального выгорания педагогов.
4. Оказывать психолого-педагогическую поддержку детей разных категорий
(одаренных детей, детей с ООП, детей «группы риска», детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию).
6
5. Оказывать психолого-педагогическую помощь в решении актуальных задач
развития, обучения и социализации учащихся.
6. Осуществлять профилактику рискованного поведения среди детей и
подростков.
7. Содействовать ранней профориентации учащихся, повышению интереса к
самопознанию и саморазвитию.
8. Содействовать повышению психолого-педагогической компетентности
педагогов в области эффективного взаимодействия со всеми участниками
образовательного процесса.
9. Способствовать расширению психологических знаний родителей по
вопросам гармонизации детско-родительских отношений, обучения и
развития детей, профилактики рискованного поведения.
Программа является цикличной. Срок реализации Программы психологопедагогического сопровождения составляет один год. Срок обусловлен
ежегодным варьированием в учреждении состава и численности учащихся,
социальным заказом, специфичностью запросов со стороны участников
образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
предполагает систематическую работу педагога-психолога со всеми участниками
образовательного
процесса:
обучающимися,
педагогами,
родителями,
административными работниками.
Деятельность педагогов-психологов строится на основании утвержденного
годового плана работы Психологической службы и запросов со стороны всех
участников образовательного процесса. Работа ведется с учетом приоритетных
задач, поставленных в Национальном проекте РФ «Образование».
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через основные
направления деятельности педагога-психолога: психологическое просвещение и
профилактику, психолого-педагогическую диагностику, коррекционную и
развивающую работу, психологическое консультирование, экспертную,
организационно-методическую работу, издательскую деятельность.
Психологическое просвещение и профилактика направлены на расширение
и углубление психологических знаний, повышение психологической
компетентности всех участников образовательного процесса. Данное направление
деятельности предполагает предупреждение рискованного поведения у учащихся,
разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по
оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей, по профилактике кризисных
ситуаций, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды.
Систематические практические занятия с педагогами способствуют профилактике
профессионального выгорания, сохранению их психологического здоровья.
7
Психологическое просвещение и профилактика осуществляются в форме
психологического лектория, интерактивных лекций, психологических игр и
квестов, дистанционных проектов, выступлений на педагогических советах,
совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, а также выпуска
методической продукции (психологической газеты, памяток, рекомендаций,
тематических видеороликов и т.д.).
Психолого-педагогическая
диагностика
позволяет
анализировать
образовательную среду в структурных подразделениях Центра и своевременно
корректировать ее на основе полученных данных.
В
рамках
данного
направления
осуществляется
мониторинг
удовлетворенности потребителей образовательной средой, диагностика
психологического климата в детском и педагогическом коллективах, определение
возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также
выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной
адаптации.
Психолого-педагогическая диагностика определяется задачами Центра и
запросом участников образовательного процесса (администрацией, педагогами,
родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и в группах.
Диагностическая деятельность с детьми и подростками осуществляется на
основании «Закона об образовании в Российской Федерации» с письменного
разрешения со стороны родителей (законных представителей) ребенка.
Коррекционная и развивающая работа направлена на оказание
психологической помощи участникам образовательного процесса в проблемных и
кризисных ситуациях, а также для решения актуальных задач развития, обучения
и социализации учащихся, развитие потребности в самообразовании, получении
новых знаний и возможности их использования в деятельности и общении.
Индивидуальная коррекционная и развивающая работа с обучающимися,
имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, проводится
по запросу (педагогов, родителей, учащихся) и с разрешения родителей (законных
представителей) на основании специально разработанных программ в
соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями. Данная работа
направлена на уменьшение степени выраженности трудностей, предупреждение
появления вторичных отклонений в развитии, обеспечение максимальной
реализации ресурсов личности.
Развивающая работа с детским и взрослым коллективами проводится по
запросу педагогов, администрации в форме психологических игр, квестов,
веревочных курсов.
Экспертная деятельность осуществляется по запросу администрации
Центра, Управления образования г. Орска. Педагоги-психологи входят в состав
8
аттестационной комиссии Центра, редакционного и методического советов
учреждения, являются экспертами в составе предметного жюри городского
конкурса «Учитель года», осуществляют экспертизу практической деятельности
педагогов-психологов города, аттестующихся на квалификационную категорию.
Педагоги-психологи Центра разрабатывают олимпиадные задания для
проведения городской олимпиады по психологии и являются экспертами
олимпиадных работ участников.
Организационно-методическая деятельность педагога-психолога включает
в себя:
Планирование работы (на год, месяц, неделю)
Анализ своей работы (составление статистического отчета и анализа своей
деятельности за календарный год)
Анализ диагностических мероприятий (обработка результатов и написание
заключения)
Планирование и подготовку коррекционно-развивающих мероприятий
(составление плана занятий или программы занятий, подготовка стимульных
материалов)
Подготовка материалов к консультированию и просвещению.
Ведение текущей документации (заполнение журнала, циклограммы работы,
справок).
Ведение документации педагога-психолога (пополнение нормативно-правовой
базы, пополнение базы диагностических методик, коррекционных программ)
Повышение своего уровня квалификации (обучение на курсах повышения
квалификации). Посещение семинаров, круглых столов, конференций,
организуемых на федеральном, региональном, муниципальном уровне и в
учреждении.
Самообразование (чтение литературы, работа над темой самообразования,
обобщение передового опыт работы).
Создание мультимедийных продуктов (он-лайн проектов, презентаций,
видеороликов)
Ведение профессионального портфолио.
Издательская
деятельность
педагога-психолога
направлена
на
просвещение всех участников образовательного процесса, обмен передовым
опытом посредством публикации методических материалов в профессиональных
журналах, педагогических порталах, на сайте Центра. Издательская деятельность
предполагает разработку буклетов, памяток, психологических бюллетеней,
методических рекомендаций, обобщение передового опыта. Для профилактики
профессионального выгорания педагогов один раз в квартал выпускается
психологическая газета «Скворец».
9
10
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Мероприятие, тема
содержание деятельности
Участники
Сроки
Место
проведения
Ответственные
Вид
итогового
документа
I. Организационно-управленческая деятельность
1
Заседания ПС
Педагогипсихологи
1 раз в 2
месяца
Центр
Ткаченко Т.В.
2
Заседания Редакционного
Совета Центра
Вавилина И.П.
1 раз в
квартал
Центр
Председатель
Редакционного
Совета
3
Заседания Методического
Совета центра
Вавилина И.П.
1 раз в
квартал
Центр
Председатель
Методическог
о Совета
4
Аппаратные совещания
Ткаченко Т.В.
1 раз в
месяц
Центр
Директор
Центра
5
Контроль за состоянием
специальной,
организационнометодической
документации педагоговпсихологов
Педагогипсихологи
1 раз в
квартал
Центр
Ткаченко Т.В.
1
Заполнение специальной,
организационнометодической
документации
Изучение специальной
литературы
Участие в заседаниях ГМО
педагогов-психологов,
работе проблемных
творческих групп (ПТГ)
Подготовка к городским
творческим площадкам,
заседаниям ГМО, ПТГ,
семинарам, практикумам,
тренингам и т.д.
Подбор диагностического
материала, оформление
заключений по результатам
диагностики
Посещение занятий
педагогов дополнительного
образования,
аттестующихся на кв.
категорию
Прохождение курсов
2
3
4
5
6
7
II. Организационно-методическая работа
ПедагогиВ течение
Центр
психологи
года
Педагогипсихологи
Тетрадь
протоколов
заседаний ПС
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журналы
учета видов
работы
педагоговпсихологов
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Педагогипсихологи
Педагогипсихологи
В течение
года
По плану
По выбору
психолога
По плану
Педагогипсихологи
Педагогипсихологи
Педагогипсихологи
В течение
года
По плану
Педагогипсихологи
Педагогипсихологи
В течение
года
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Педагогипсихологи
В течение
года
по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Тетрадь
посещений
Педагоги-
В течение
Педагоги-
Стат.
11
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
8
9
1
2
3
4
5
повышения квалификации
психологи
года
психологи
(очных и дистанционных),
семинаров-практикумов,
вебинаров
Разработка
ПедагогиВ течение
Центр
Педагогииндивидуальных
психологи
года по
психологи
коррекционнозапросу
развивающих программ
клиента
Создание
ПедагогиВ течение
Педагогидемонстрационных
психологи
года
психологи
материалов (презентаций,
видеофильмов и т.д.)
III. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Диагностическая работа
Мониторинг
Учащиеся
По плану
Центр,
Ткаченко Т.В.
удовлетворенности
клубы
учащихся
образовательными
услугами
Мониторинг
Учащиеся
По плану
Центр,
Ткаченко Т.В.
удовлетворенности
клубы
учащихся
воспитательными
мероприятиями
Мониторинг
Учащиеся
По плану
Центр,
Педагогипсихологического климата
клубы
психологи
в детских коллективах
Диагностика дошкольной
Учащиеся
СентябрьЦентр,
Педагогизрелости
дошкольного
октябрь
клубы
психологи
возраста
Апрель
(с согласия
родителей)
Психологическая игра
Учащиеся ЦРР
ЯнварьЦентр,
Педагоги«Холодное сердце»
(с согласия
март
клубы
психологи
родителей)
6
Индивидуальное
психологическое
обследование учащихся
(развитие познавательных
процессов, определение
латерального профиля,
уровня саморегуляции,
диагностика
профессиональных
предпочтений и т.д.)
1
Занятия с учащимися по
программе «Перезагрузка
он-лайн»
2
Веревочный курс
3
Психологический тренинг
«Твой виртуальный друг»
Учащиеся
В течение
года по
запросу
Центр
Коррекционно-развивающая работа
Подростки
в течение
Центр,
года по
клубы
запросу
Педагогипсихологи
Педагогипсихологи
Учащиеся всех
возрастов
в течение
года по
запросу
Центр
Педагогипсихологи
Младшие
школьники
Подростки
в течение
года по
запросу
Гайдаровец
Искатель
Ткаченко Т.В.
12
справка,
сертификаты,
свидетельств
а
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Аналитическая справка
Аналитическая справка
Аналитическая справка
Заключение
Заключение
Журнал
учета видов
работы
Заключение
Журнал
учета видов
работы
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагога-
4
Индивидуальные занятия с
детьми с ОВЗ с участием
родителей
5
Творческие мастерские
6
Развивающие
психологические игры
7
Настольные
психологические игры
(профориентационные,
личностные,
коррекционноразвивающие)
Занятие-тренинг «Я и
экстремальная ситуация»
8
9
Практикум по
правополушарному
рисованию
Дети с ОВЗ
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Учащиеся,
детскородительские
пары
Учащиеся,
детскородительские
пары
Учащиеся,
детскородительские
пары
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
1
Психологическое просвещение и профилактика
Интерактивные лекции для
Учащиеся
в течение
Клубы
Педагогидетей и подростков
года по
психологи
запросу
2
Психологические акции
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Клубы
Педагогипсихологи
3
Марафон фильмов по
профориентации
«Эволюция профессий»
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Клубы
Педагогипсихологи
4
Открытый городской
конкурс по психологии
«Психологический
калейдоскоп»
Учащиеся 7-8
кл. ОО города
Ноябрь
2024
Центр
Ткаченко Т.В.
1
Индивидуальные
консультации по вопросам
взаимоотношений,
решению личностных и
поведенческих проблем
Индивидуальное
консультирование по
профориентации и
личностному
самоопределению
2
1
Разработка буклетов,
памяток для детей и
психолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Психологическое консультирование
Учащиеся всех в течение
Центр,
возрастов
года по
клубы
запросу
Педагогипсихологи
Журнал
консультаций
Старшеклассники
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Журнал
консультаций
Издательская деятельность
Для учащихся
в течение
Центр
всех возрастов
года
Педагогипсихологи
Журнал учета
видов работы
в течение
года по
запросу
13
подростков
педагогапсихолога
Экспертная работа
Участники
По плану
Центр
городской НПК
НПК
«Всезнайка и
К°»
Учащиеся 8-11
Февраль
кл ОО города
2025
1
Экспертиза детских
научно-исследовательских
работ
2
Составление заданий для
Городской олимпиады по
психологии
3
Экспертиза олимпиадных
заданий
1
IV. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога
Коррекционная и развивающая работа
Занятия по профилактике
Педагоги,
В течение
Центр,
Педагогипрофсгорания
администр.
года 1 раз
клубы
психологи
аппарат
в 2 месяца
2
Психологические игры и
квесты
Педагогипсихологи
В течение
года по
запросу
Центр
Педагогипсихологи
3
Настольные
психологические игры
Педагоги
В течение
года по
запросу
Центр
клубы
Педагогипсихологи
1
Психологическое просвещение и профилактика
Занятия с педагогами по
Педагоги
в течение Автомобили
Лоскутова
развитию психологической
года 1 раз
ст
Е.Ю.
компетентности
в 2 месяца Молодость
2
Выступления на МО
педагогов отделов,
городских творческих
площадках
3
Психологические
практикумы, семинарыпрактикумы
4
Психологический лекторий
(выступления на
педагогических
совещаниях)
Участие в семинарахпрактикумах (выступление,
мастер-класс)
5
6
Психологический
практикум по вопросам
возникновения
Учащиеся 8-11
кл ОО города
Педагоги
отделов
Март
2025
СОШ №6
Педагогипсихологи
Ткаченко Т.В.
Науменко Е.В.
Ткаченко Т.В.
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
В течение
года по
запросу
зав.
отделами
В течение
года по
плану
работы
опорной
базовой
площадки
Центр
Зав. отделами
Педагогипсихологи
Центр
Педагогипсихологи
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Педагоги
Февраль
Центр
Черникова
Н.А.
Ткаченко Т.В.
Педагоги
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагога-
Классные
руководители
школ города,
замы по ВР ОО
города,
педагогипсихологи ОО
города
Педагоги
14
проблемных и кризисных
ситуаций
1
2
Психологическая помощь в
решении личностных и
профессиональных
проблем
Оказание психологопедагогической поддержки
молодым и аттестующимся
педагогам
психолога
Психологическое консультирование
Педагоги
в течение
Центр,
года по
клубы
запросу
Педагоги со
стажем работы
до 3-х лет,
Аттастующиеся педагоги
Педагоги
Педагогипсихологи
Журнал
консультаций
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Журнал
консультаций
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Журнал
консультаций
Издательская деятельность
Для педагогов
1 раз в
Центр
квартал
Педагогипсихологи
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
3
Индивидуальное консультирование педагогов,
работающих с детьми с
ОВЗ. Оказание
психологической
поддержки.
1
Статьи в методический
журнал центра «Уникум»
2
Размещение информации
на сайте учреждения
Посетители
сайта
в течение
года
Центр
Педагогипсихологи
3
Методические разработки
на российских
образовательных порталах
Для широкой
аудитории
в течение
года
Центр
Педагогипсихологи
4
Психологическая газета
«Скворец»
Для педагогов
3 раза в
год
Центр,
клубы
Вавилина И.П.
Ткаченко Т.В.
5
Методический сборник
упражнений,
психологический
бюллетень
Для педагогов,
педагоговпсихологов
в течение
года
Центр
Педагогипсихологи
1
Посещение занятий
педагогов
Экспертная работа
Аттестующие- в течение
Центр,
ся педагоги
года по
клубы
запросу
Педагогипсихологи
2
Работа в экспертной
комиссии Центра
Аттестующиеся педагоги
3
4
в течение
года
Центр
Лоскутова
Е.Ю.
Работа в Методическом
совете Центра
в течение
года
Центр
Вавилина И.П.
Работа в Редакционном
совете Центра
в течение
года
Центр
Вавилина И.П.
15
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Тетрадь
посещений
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
1
V. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся
Коррекционная и развивающая работа
Творческие мастерские
Родители,
в течение
Клубы
ПедагогиУчащиеся
года по
психологи
запросу
2
Психологические игры для
учащихся и их родителей
3
Психологический
практикум по
правополушарному
рисованию
Настольные
психологические игры
4
1
2
3
в течение
года по
запросу
Клубы
Педагогипсихологи
Родители,
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Клубы
Педагогипсихологи
Родители,
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Клубы
Педагогипсихологи
Психологическое просвещение и профилактика
Родители
СентябрьЦентр,
учащихся
октябрь
клубы
дошкольного
возраста
Родительское собрание
Родители
Апрель,
Центр,
«Первый раз – в первый
учащихся
май
клубы
класс»
дошкольного
возраста
Выступления на
Родители
В течение
Центр,
родительских собраниях
учащихся
года по
клубы
Центра
Центра
запросу
Родительское собрание
«Удачный старт»
4
Он-лайн проекты
1
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и развития ребенка,
взаимоотношениям в
семье.
Групповые консультации
для родителей
2
Детскородительские
пары
3
Психологические
индивидуальные он-лайн
консультации
1
Психологический он-лайн
бюллетень
2
Статьи на сайте
учреждения
Родители
учащихся
Центра
Педагогипсихологи
Педагогипсихологи
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Психологическое консультирование
Родители
В течение
Центр,
года по
клубы
запросу
Педагогипсихологи
Журнал
консультаций
Родители
учащихся
В течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Родители
учащихся
В течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Издательская деятельность
Для родителей В течение
Центр,
года
клубы
Педагогипсихологи
Для широкой
общественност
и
В течение
года по
запросу
Педагогипсихологи
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
В течение
года
16
Педагогипсихологи
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСОБЫХ
КАТЕГОРИЙ
Реализация данной программы предполагает, в том числе, психологопедагогическое сопровождение детей особых категорий:
одаренных и высокомотивированных учащихся,
учащихся с ОВЗ,
учащихся группы риска.
Работа с обучающимися особых категорий может проводиться в
индивидуальной и групповой формах (в составе группы). Индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по запросу педагогов,
учащихся и их родителей (законных представителей).
3.1. Психологическое сопровождение одаренных и
высокомотивированных детей
В рамках данной программы к данной группе относятся Учащиеся с
повышенными способностями в следующих видах деятельности:
в практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная
одаренность);
в познавательной деятельности (интеллектуальная одаренность в той или
иной
области
знаний,
естественных
и
гуманитарных
наук,
интеллектуальных игр и т.д.);
в
художественно-эстетической
деятельности
(хореографическая,
сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная
одаренность);
в коммуникативной деятельности (лидерская одаренность).
Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
одаренных и высокомотивированных детей
№
2
Мероприятие, тема
содержание
деятельности
Индивидуальное
психологическое
обследование учащихся
(интересы и склонности,
направленность
личности,
коммуникативные
способности и т.д.)
Веревочный курс
3
Творческие мастерские
1
Участники
Сроки
Место
проведения
Ответственные
Учащиеся
В течение
года по
запросу
Центр
Педагогипсихологи
Учащиеся всех
возрастов
в течение
года по
запросу
Центр
Педагогипсихологи
Учащиеся,
детскородительские
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
17
Вид
итогового
документа
Заключение
Журнал
учета видов
работы
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагога-
4
Психологические игры
5
Развивающие занятия с
элементами тренинга на
развитие лидерских
качеств и
коммуникативных
способностей
Настольные
психологические игры
6
7
8
9
Индивидуальные
консультации по
вопросам
взаимоотношений,
решению личностных и
поведенческих проблем
Районный конкурс по
психологии
Консультации по
вопросам
психологической
поддержки одаренных
детей
пары
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Лидерский
актив
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Учащиеся,
детскородительские
пары
Учащиеся всех
возрастов
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Учащиеся
Центра и школ
Советского
района
Педагоги,
родители
учащихся
Ноябрь
Центр
Педагогипсихологи
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
психолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал
консультаций
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал
консультаций
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья
В содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
детей с ОВЗ включаются индивидуальные и групповые формы работы
направленные на создание благоприятного социально-психологического климата
в детских коллективах для успешной адаптации и социализации детей с особыми
образовательными потребностями. По запросу родителей с детьми с ОВЗ может
проводиться индивидуальная коррекционно-развивающая работа, которая
строится с учетом медицинских рекомендаций.
Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
детей с ограниченными возможностями здоровья
№
1
2
Мероприятие, тема
содержание
деятельности
Индивидуальное
психологическое
обследование учащихся
Индивидуальные
развивающие и
Участники
Сроки
Место
проведения
Ответственные
Учащиеся
В течение
года по
запросу
родителей
в течение
года по
Центр
Педагогипсихологи
Центр
Педагогипсихологи
Учащиеся
18
Вид
итогового
документа
Заключение
Журнал
учета видов
работы
Журнал учета
видов работы
коррекционные занятия
3
Творческие мастерские
(в составе группы)
4
Психологические игры
(в составе группы)
5
Психологические
консультации по
развитию и обучению
детей с ООП, оказание
психологической
поддержки
Учащиеся,
детскородительские
пары
Учащиеся
Педагоги,
родители
учащихся
запросу
родителей
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал
консультаций
3.3. Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»
К данной категории относятся дети с различными формами
психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении
неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи,
образовательного учреждения. Это дети с низким уровнем воспитанности и
обученности, имеющие отклонения в поведении (девиантность, агрессивность,
склонность к самоповреждающему поведению).
Выявление детей «группы риска» осуществляется на основании документа о
постановке обучающегося на внутришкольный учет, учет в КДН наблюдений
педагога и запроса родителей.
Сопровождение детей «группы риска» проводится в групповой форме.
Индивидуальная работа осуществляется на основе запроса со стороны педагога с
разрешения родителей/законных представителей.
Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
детей группы риска
№
1
2
Мероприятие, тема
содержание
деятельности
Мониторинг
психологического
климата в детских
коллективах
Индивидуальное
психологическое
обследование учащихся
3
Веревочный курс
(в составе группы)
4
Развивающие
Участники
Сроки
Место
проведения
Ответственные
Учащиеся
По плану
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
Учащиеся
В течение
года по
запросу
Центр
Педагогипсихологи
Учащиеся всех
возрастов
в течение
года по
запросу
Центр
Педагогипсихологи
Учащиеся
в течение
Центр,
Педагоги-
19
Вид
итогового
документа
Аналитическая справка
Заключение
Журнал
учета видов
работы
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
психологические игры
(в составе группы)
года по
запросу
клубы
психологи
5
Занятие-тренинг «Я и
экстремальная ситуация»
(в составе группы)
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
6
Интерактивные лекции
для детей и подростков
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Клубы
Педагогипсихологи
7
Психологический квест
по вопросам возможности
мирного разрешения
конфликтов, отработке
поведения в условиях
возникновения
экстремальной ситуации
Индивидуальные
консультации по
вопросам
взаимоотношений,
решению личностных и
поведенческих проблем
Учащиеся
в течение
года по
запросу
Клубы
Педагогипсихологи
Учащиеся всех
возрастов
в течение
года по
запросу
Центр,
клубы
Педагогипсихологи
8
20
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал учета
видов работы
педагогапсихолога
Журнал
консультаций
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации поставленных задач в рамках обозначенных
направлений деятельности Психологической службы должны быть получены
следующие результаты:
4. Сформирован благоприятный психолого-педагогический климат в
коллективах учащихся, педагогов, администрации.
5. Проведен мониторинг удовлетворенности участников образовательного
процесса деятельностью учреждения.
6. Расширены представления участников образовательного процесса о
необходимости сохранения психологического здоровья учащихся и
педагогов и способах его укрепления.
7. Обеспечена психолого-педагогической поддержка детей разных категорий.
8. Оказана психолого-педагогическая помощь в решении актуальных задач
развития, обучения и социализации учащихся.
9. Расширены знания детей и подростков об основах безопасного поведения.
10.Реализованы проекты, направленные на раннюю профориентацию учащихся.
11.Усовершенствована психолого-педагогическая компетентность педагогов в
области
эффективного
взаимодействия
со
всеми
участниками
образовательного процесса.
12.Расширены психологические знания родителей по вопросам развития и
воспитания детей и подростков, профилактики рискованного поведения.
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Участники реализации Программы по психолого-педагогическому
сопровождению образовательного процесса в «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска»:
Учащиеся
Педагоги-психологи
Педагоги дополнительного образования
Родители (законные представители) учащихся
Материально-техническое обеспечение:
1) организация пространства образовательной организации (соблюдение
санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, соблюдение
пожарной и электробезопасности); соблюдение требований охраны труда;
наличие помещения, соответствующего используемой формы работы;
2) организация временного режима (время на один прием/мероприятие):
21
индивидуальное психологическое обследование – 1-1,5 часа;
групповое психологическое обследование – 1-1,5 часа;
индивидуальная консультация – 1-1,5 часа;
индивидуальное развивающее/коррекционное занятие – 0,5-1,5 часа;
групповое развивающее/коррекционное занятие – 1-1,5 часа;
просветительская работа – 0,5-1,5 часа;
экспертная работа – 2,5-3 часа;
организационно-методическая работа – 7 часов в неделю.
3) технические средства
персональный компьютер;
принтер;
колонки;
медиапроектор
4) Кадровое обеспечение – наличие квалифицированных педагоговпсихологов.
5)
Основные формы организации деятельности:
очная,
очно-заочная с применением смешанной модели обучения (в очном и
дистанционном форматах).
При реализации программы может применяться электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
При очной форме занятия проводятся в offline режиме, в помещении
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска.
При
очно-заочной
форме
–
педагог-психолог
проводит
мероприятие/консультацию удаленно, предоставляет возможность клиенту
получить психологическую услугу, не покидая места жительства. Очно-заочная
форма реализуется посредством дистанционных образовательных технологий:
• online-занятий, психологических игр и квестов;
• образовательных online-платформ;
• цифровых образовательных ресурсов;
• видеоконференций (Skype, Zoom);
• социальных сетей;
• мессенджеров;
• электронной почты;
• оnline-консультаций.
При смешанной модели обучения время проведения мероприятия
сокращается до:
• 15 минут для дошкольников;
• 20 минут - для учащихся 1-2 классов;
22
• 25 минут - для учащихся 3-4 классов;
• 30 минут - для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для
глаз.
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова.
– М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2. Битянова М.Р. Система развивающей работы школьного психолога: лекции 4–5
/ М.Р. Битянова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. –
24 с.
3. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога / И.В. Вачков. –
М.: Ось-89, 2009. – 227 c.
4. Вачков И.В. Метафорический тренинг. – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 2006. – 144 с.
5. Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум)
/ Н.Н. Ежова.– Изд. 4-е, – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 315 с.
6. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении. / Е.И.
Изотова. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 288 с.
7. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. К61 Арт-терапевтические техники в тренинге:
характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – СПб.:
Речь, 2010. – 189 с.
8. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией
И. В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
9. Психолог в образовательном учреждении. Методические рекомендации для
руководителей образовательных учреждений. – Вологда: Вологодский институт
развития образования, 2011. – 112 с.
10.Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и
упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель,
2009. – 90 с.
11.Психолого-педагогическое сопровождение современного образования: задачи и
пути решения: Материалы всероссийской научно-практической конференции
(31 октября 2019 года). – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2019. –190 с.
12.Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в
учебном процессе / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2001 – 160 с.
13.Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и
подростков в контексте психологической службы. [Текст]- / Под ред.
И.В.Дубровиной. 2-е изд. - М., 2005. – 123 с
24
14.Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической
коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 139 с.
25